Если обратить внимание на законопроект, направленный на оптимизацию национального режима при осуществление закупок, он дополняет статью 33 Закона о контрактной системе (44-ФЗ), следующей формулировкой:
"При описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения"
Таким образом, в случае если Заказчик закупаю продукцию из перечней 878, 616, 617 Постановлений Правительств (или иных вновь созданных/объединенных), Заказчик обязан описывать товар Российского происхождения - то есть, товар, который обладает выпиской из реестра российской продукции.
Если Совет Федерации утвердит законопроект в такой редакции (а он утвердит, так как 1 августа, выдано положительное заключение Комитетов), очевидно, появится обширная возможность обжалования действий Заказчика, который не описал товар российского происхождения (в случае, если он включен в Перечень, установленный Правительством), при этом Заказчик обязан не только описать товар Российского происхождения, но сделать это таким образом, чтобы такое описание соответствовало не менее двум товарам, двух разных Российских производителей (при условии, что два таких производителя имеются).
Очевидность необходимости переноса ограничений и запретов в закон созрела давно, так как появилось разнородная судебная и антимонопольная практика, которая прямо противоречила, требованиям Постановлений Правительств, а количество Заказчиков, которые игнорировали исполнение требований о минимальной доли закупок товаров Российского производства было крайне велико.
Теперь же по нашему субъективному мнению, закупки ждёт гигантский тренд на национализацию товаров, как только механизм импортазамещения наберет обороты, среди участников Закона о контрактной системе, имея в наличии арсенал конкретно таких формулировок, обойти их будет практически невозможно, а все заинтересованные лица в реализации Российских товаров, найдут простые и действенные способы защитить свои права и законные интересы.
Исходя из текста законопроекта, нарушением также будет являться - заключение контракта с единственным поставщиком, если им предложен товар без реестровой записи (то есть обойти закон через малую закупку не получится).В соответствии с текстом законопроекта указанные требования, будут предъявляться к процедурам, опубликованным после 01.01.2025 года.